Продолжаем обсуждать проект Налогового кодекса Украины в части налога с нерезидентов

Виктор Скопинцев, адвокат международной юридической фирмы Шонхерр
«Довольно жестким для бизнеса новшеством является установленные кодексом правила налогообложения доходов иностранных компаний, в которых налогоплательщику прямо или опосредовано принадлежит более 10% уставного капитала. В налогооблагаемый доход украинского налогоплательщика включается часть доходов нерезидента, пропорционально участию налогоплательщика в уставном капитале нерезидента. Данное правило применяется в отношении нерезидентов, получающих доход в другом государстве с преференционным режимом налогообложения.

Таким образом, безболезненного экспорта капиталов из Украины. Эти правила могут привести к необходимости изменения привычных схем налоговой оптимизации.

Согласно проекту Кодекса, отнесение на валовые затраты процентов, выплачиваемых нерезиденту, которому принадлежит более 20% в уставном капитале налогоплательщика, ограничивается процентами, начисляемыми на сумму долговых обязательств. Данное правило может сделать доступ к материнскому финансированию более дорогим, что негативно скажется на ведении бизнеса в Украине предприятиями с иностранными инвестициями.

Николай Сорочинский, юрист ЮФ «Астерс»

Особому налоговому давлению проект подвергает внешнеэкономические операции. Предприятиям отказано в отнесении на расходы сумм роялти за торговые марки и авторские права, выплачиваемых иностранцам, и суммы процентов по кредитам от иностранного учредителя, которая превышает взнос учредителя в их уставной капитал. Кроме того, в доход вменяются дополнительные 15% сверх суммы фактических доходов, полученных от иностранных партнеров, если они зарегистрированы в странах с более низкими (в 2 и более раз) ставками налога, чем в Украине. К числу таких стран проект относит не только Кипр, но и, например, Болгарию, где корпоративный налог составляет 10%.

Эти меры призваны сдержать отток капитала из Украины в страны с более благоприятным инвестиционным климатом. Увы, эффект следует ожидать противоположный. Богатые западные страны не меньше нас страдают от налоговой конкуренции с оффшорными зонами. Однако они не принимают драконовские меры, предусмотренные проектом НК.

Меры против оффшоров будут эффективны только при одновременном их введении всеми крупными странами. Если же эти меры вводятся одной страной, то наиболее вероятным результатом будет отток капитала из этой страны в те государства.  

Богатые страны не позволяют себе в одиночку вступать в бой с оффшорами, так как в международной налоговой конкуренции один в поле не воин.

Авторы проекта по-видимому сочли, что этот международный опыт для Украины неактуален. Поэтому смелые инициативы проекта могут закончиться ухудшением инвестиционного климата и еще большим оттоком капитала из страны.

Ольга Дидух, focus.ua