Сэкономил налоги – суши сухари

Усилия Рады против оффшора не прогонят украинский бизнес с Кипра

Иностранные эксперты считают  Россию «тихой налоговой гаванью»: по уровню налогообложения наша  страна конкурирует со многими  государствами, и не желающий  делиться доходами Жерар Депардье  может быть не последним «налоговым  мигрантом». Однако российские законодатели не могут определить границу между оптимизацией налогов и уклонением от их уплаты. В итоге порой даже на 100-процентные законные действия грозят гражданам, бизнесменам и «мигрантам» карательными санкциями.

Большинство стран де-факто признают законность использования транснациональных схем оптимизации налогов, подписывая соответствующие договоры, чтобы избежать двойного налогообложения. «Как рынки предлагают продукты, так и страны конкурируют за налоговую базу, предоставляя соответствующие правовые режимы, – говорит Пьерджорджио Валенте, председатель Федерального комитета CFE (Европейской конфедерации налоговых консультантов). – Правовые системы можно считать «упаковкой» для налогов».

С одной стороны, такая глобализация позволяет легально снижать налоги путем инвестирования через оффшоры. Другая сторона (эффект «бэпс») – вывод прибыли, размывание налоговой базы, использование нестыковок налоговых систем, двойных вычетов и иных, уже противоправных схем.

По мнению представителя Азиатско-Тихоокеанской ассоциации налоговых консультантов Дэвида Рассела, помимо традиционных оффшорных территорий «тихой налоговой гаванью» является и Россия. «Вот почему Жерар Депардье отказывается от французского гражданства, думаю, многие последуют за ним», – убежден эксперт.

Примерами честной оптимизации  Дэвид Рассел считает регистрацию  россиян в качестве предпринимателей, для которых налог ниже, чем  для юридических лиц. Или использование  малыми компания «упрощенки», выбор  ставки в 6 процентов с дохода, а не 15 процентов с прибыли (дохода минус расхода). А возможно даже и разделение бизнеса, чтобы компания смогла применять льготный налоговой режим. «В Австралии к консультанту, который не предложит такие варианты, будет предъявлен иск о халатности», – говорит Дэвид Рассел.

Российские эксперты не во всем разделяют  мнения австралийца. Так, по мнению руководителя группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина, агрессивным  налоговым планированием может  считаться искусственное создание условий для недоплаты налогов, в т.ч. – дробление бизнеса. Прецедентное решение по этому вопросу в апреле принял Высший арбитражный суд РФ, хотя многие варианты разделения до сих пор не являются «типичными» для фискальных органов, а потому могут привести к спорам.

«Законодательство не определяет понятие  «агрессивное налоговое планирование». В результате государство регулирует вопросы «по понятиям» и возникают  налоговые риски. Если государство  считает, что бизнес использует «лазейку»  в законодательстве, то оно должно их закрыть», – полагает Аркадий Брызгалин.

Управляющий партнер «Агентства налоговых  поверенных» Алексей Куликов напоминает, что еще в 2006 году Высший арбитражный суд РФ определил критерии «необоснованной налоговой выгоды». «Однако они оцениваются очень субъективно. Поэтому никаких реальных критериев для налогоплательщика быть не может. Каждый выбирает свой путь – кто-то платит по максимуму, иные – оптимизируют налоги, принимая соответствующие риски».

Конфликт с налоговой службой  может возникнуть даже из-за применения той же «упрощенки». Ведь даже главе  «ЮКОСа» Михаилу Ходорковскому  вменяли в вину перевод денег себе самому как предпринимателю (такая схема позволяла не платить сборы в социальные фонды и пр.). «В ряде случаев налоговая упрекает руководителей компаний, что они заплатили себе дивиденды вместо того, чтобы начислить зарплату, – рассказывает Аркадий Брызгалин. – В иных – в том, что под видом зарплаты выплачивали дивиденды и занижали прибыль».

Управляющий партнер компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин полагает, что в настоящее время благодаря  взвешенной практике арбитражных судов  в России удалось найти баланс между защитой инвестиций и борьбе с получением необоснованных налоговых выгод. «Но при росте бюджетного дефицита и фискальном уклоне в деятельности налоговых органов легко может быть создана ситуация существенного пересмотра правил налогообложения только на основании концепции «необоснованных налоговых выгод» – без внесения изменений в закон и ставок».

С 2014 года петербургские предприниматели  смогут применять патентную систему, сам по себе выбор которой может  рассматриваться как налоговая  оптимизация. Хотя во многих сферах снижение фискальных платежей наоборот позволит легализовать «теневой» бизнес.

По мнению главного методолога группы компаний Energy Consulting Альмина Рабиновича, сделать налоговое законодательство бесспорным невозможно. Тогда как малому бизнесу рейдов фискальных органов опасаться не стоит. «Федеральная налоговая служба снижает количество проверок и стремится к повышению их результативности. С малого бизнеса много не возьмешь», – убежден Альмин Рабинович.

Справка:

  • Почти половина инвестиций в российскую экономику поступило из оффшорных юрисдикций.
  • В настоящее время петербургские  налоговики в год проводят около  полутора тысяч выездных проверок компаний и 99 % из них завершаются выявлением тех или иных нарушений.


Павел Нетупский http://www.baltinfo.ru/

Новости оффшоров

Открытие счета в платежной системе Payoneer

Рады сообщить, что наша компания стала партнером платежной системы Payoneer (USA).

Подробнее
ОАЭ и Гибралтар исключили из серого списка FATF

23 февраля 2024 года FATF на своем заседании решила исключила Гибралтар и Обьединенные Арабские Эмираты из серого списка.

Подробнее
Реестр компаний Гонконга публикует статистику

В общей сложности 132 246 местных компаний были вновь зарегистрированы в Государственном Реестре Гонконга в 2023 году, согласно статистике, опубликованной регистром компаний 15 января.

Подробнее